Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Обучение \ Наставничество в организации. Урок 5. Наставничество как система

    Наставничество в организации. Урок 5. Наставничество как система

    Наставничество в организации. Урок 5.

    Наставничество как система.


    Наставничество в организации многочастно. Элементами наставничества становятся содержание и форма, методики, подшефные и наставники, программа и учебные планы, ресурсы, и многое другое. Все эти элементы наставничества находятся в определённых связях друг с другом, оказываются связанными, образуют единое целое. Исключение любой части приводит к нарушению процесса наставничества и, даже, к прекращению существования всей программы.

    Элемент системы – это функциональная неделимая единица, объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции.

    Единство элементов, образующих целое, позволяет рассматривать наставничество в организации как систему.

    Современная наука определяет систему (от греч. systema — целое, составленное из частей) как совокупность элементов, связанных и определённым образом относящихся друг к другу, образующих единство, некую целостность.

    Вследствие того, что между системой наставничества и окружающей средой (подразделениями фирмы) происходит обмен действиями, идеями, знаниями, систему наставничества следует рассматривать как открытую.
    Каждый элемент системы наставничества может рассматриваться как самостоятельная система. Все признаки системы находим в беседе (единство образуют тема, предмет, задачи, конспект, излагаемые научные положения и т.д.) и в любом другом элементе.

    Свойствами системы наставничества являются сложность, подвижность, адаптивность.

    О сложности системы наставничества можно говорить из-за того, что она:

    имеет большое число элементов;

    выполняет различные функции (повышение квалификации, повышение конкурентоспособности, улучшение качества предоставляемых информационных услуг и др.);

    управляется (тренинг менеджер, менеджер по персоналу, наставник выполняют управленческие функции: планируют, организуют, мотивируют, контролируют).

    Факторы внешней среды требуют оптимизации, изменения параметров функционирования системы. Например, выпуск на рынок нового продукта, выпуск аналога конкурирующим предприятием требуют изменения программ наставничества. Изменчивость параметров системы наставничества в ответ на влияние факторов внешней среды называется подвижностью системы наставничества.

    Факторы внешней среды приводят к формированию новых целей. Система наставничества должна обладать способностью приспосабливаться к требованиям окружающего мира. Например, изменение требований потребителей, поведения конкурентов, появление новых законов и другое требует пересмотра целей, планов, структуры. Способность системы наставничества изменять свою структуру в соответствии с новыми целями называется адаптивностью.

    Будучи самостоятельной, система наставничества входит как элемент в систему организации. В зависимости от того, какая модель существования системы наставничества избрана руководством, образовательная программа может быть самостоятельной структурной единицей или входить в состав отдела обучения предприятия. В первом случае, руководство наставничеством возлагается на тренинг – менеджера. Иногда система наставничества входит в состав одного из отделов предприятия – маркетингового, управления персоналом или другого.

    Создание системы наставничества – многосложная задача. Обычно создание системы поручается менеджеру по обучению. Решение такой задачи не терпит спешки и требует привлечения менеджеров, самих подшефных, консультантов.

    Так как система наставничества не может возникнуть ниоткуда и из ничего, следует подумать о том, что может быть положено в её основу, стать предпосылкой создания «Программы», а в последующем, и собственно наставничества. Основополагающими документами могут быть Штатное расписание, Список сотрудников, Политика качества предприятия, документы, подготовленные отделом маркетинга, планово-экономическим отделом и другие.

    Для определения содержания, предмета наставничества необходимы основополагающие документы – Устав, другие учредительные документы, Политика качества. Материалы отделов маркетинга и планово-экономического нужны для определения содержания и направления наставничества.

    Система наставничества создаётся на неопределённо продолжительный период. С течением времени, элементы системы могут измениться. Это требует пересмотра документов, отдельных составляющих системы. Но концепция продуманной в деталях системы, сохраняется.




    Теги: Наставничество в организации , Урок 5 , Наставничество как система , HR
    Смотрели:

    всего 117814 раз



    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.